Старое кладбище Анапы находится прямо на берегу Черного моря. Слева отдыхающие туристы, море, потом небольшая узкая набережная и справа за забором старое кладбище.
Мемориальный комплекс, созданный на территории кладбища и служащий его «парадными» воротами.
На переднем плане – плита с надписью «От детей войны».
На ней – бронзовая похоронка и листочки солдатского письма с фронта.
Плита с надписью: «Неизвестный солдат. Погиб в день освобождения Анапы 21 сентября 1943 года».
Слова: «Вечная память непокоренным анапчанам. 1942–1943».
Вокруг стелы и сразу за ней установлены мраморные плиты с высеченными на них именами анапчан, погибших в годы Великой Отечественной войны.
На старом кладбище нашли последний приют как простые анапчане, так и многие люди, которыми Анапа может гордиться и вспоминать с горечью безвременной утраты – моряки, рыбаки, военнослужащие, артисты, врачи, священнослужители. На нем покоятся потомки декабриста В.Ф. Раевского, почетные граждане города и воины, погибшие в Гражданскую и Великую Отечественную войны.
Могила заслуженного артиста РСФСР, солиста Большого театра Головина Дмитрия Даниловича (1894–1966). Он закончил Московскую консерваторию, совершенствовался в Италии, пел в театрах Монте-Карло, Милана и Парижа. Обладал красивым баритоном и исполнял партии Демона, Бориса Годунова, Кочубея, князя Игоря, Онегина, Фигаро, Яго и др. Он был первым исполнителем партий Санди («Трильби, 1924) и Нагульнова («Поднятая целина», 1937). В 1956 году Головин поселился в Су-Псехе и принимал активное участие в музыкальной жизни Анапы.
Здесь встречаются захоронения середины XIX в., а самые последние – конца 1970-х годов.
Здесь покоится участник восстания на легендарном броненосце «Потёмкин» – матрос Седуненко И.А., который прожил долгую и, наверное, интересную жизнь, не дожив всего лишь год до своего девяностолетия.
Могила Героя Советского Союза гвардии подполковника Жолоба Степана Михайловича. Рядом с сыном захоронены его родители, пережившие его на несколько лет. Участник советско-финляндской войны 1939–1940 годов младший политрук Жолоб стал первым из уроженцев Кубани, кто был удостоен этого высокого звания.
Вот выдержка из Указа Президиума ВС СССР от 11 апреля 1940 года: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» младшему политруку Жолобу Степану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 408)». Именем героя названа улица в селе Су-Псех, расположенного недалеко от Анапы.
Могила генерал-майора Труфанова Кузьмы Григорьевича, участника Великой Отечественной войны. С марта 1943 года Труфанов — заместитель командующего 5-й гвардейской танковой армией, войска которой отличились в Курской битве во встречном танковом сражении в районе Прохоровки. Лично Труфанов командовал резервом армии, успешно руководил боевыми действиями против частей 6-й и 19-й танковых дивизий 2-го танкового корпуса СС противника.
Здесь покоится, как начертано на камне, Евдокiя Павловна Шауманъ, которая скончалась 19 июля 1900 года. Говорят, что это молодая девушка, безвременно умершая от несчастной любви. Старожилы Анапы еще помнят те времена, когда мраморную тумбу венчала изящная статуя девушки-ангела, наклонившейся к обрыву над морем с серебряным венком в руках.
Могила пионера-героя Владика Каширина. Награжден медалями "За боевые заслуги", "За отвагу" и орденом Красного знамени.
Здесь похоронены 11 рыбаков, трагически погибших на сейнере «Адлеровец» 16 декабря 1969 года. Это было ЧП больше чем регионального масштаба, однако в газетах тех лет, когда действовал запрет на публикацию негативных новостей, вы не найдете ни строчки об этой трагедии; в местных СМИ нет даже некролога. После ловли хамсы в районе Сочи судно возвращалось на базу в Анапу, когда попало в страшнейший шторм – 8–9 баллов, который начался неожиданно и мощно.
Сейнер затонул в страшном месте, где до него нашли свою могилу многие другие корабли и суда – недалеко от мыса Идокопас вблизи села Прасковеевка в районе Геленджика. Водолазы подняли тела погибших и в поисках причины трагедии обследовали затонувший сейнер еще 12 дней. Чудом удалось спастись только одному моряку – Герасимову В.П., который впоследствии и рассказал, как всё произошло.
Белый обелиск с красными звездами наверху, огороженный тяжелыми цепями, сбоку на вечном приколе – морской якорь. Здесь похоронены совсем юные краснофлотцы пограничных войск НКВД Савичев М.Х. и Рович-Максимов М.Ф., погибшие при исполнении служебных обязанностей в 1939 году.
Надписи на надгробиях и памятниках – на русском, армянском, греческом языках.
Старое кладбище официально закрыли в 1978 году.