История Выборгского замка

Выборгский замок был основан шведами в ходе их третьего крестового похода в 1293 году. Тогда они смогли захватить часть карельских земель, бывших под властью Новгорода, и на небольшом скалистом островке заложили фундаменты первых каменных строений замка.
Ранее в ходе двух крестовых походов шведы установили своё господство над племенами сумь и емь (территория современной юго-западной и южной частей Финляндии) и основали крепости Або (Турку) и Тавастехус (Хямеенлинна).
О происхождении названия Выборг нигде прямо не говорится. В переводе со шведского и немецкого языков Выборг (Viborg, Vikborg, Vidborg, Viehborg) может означать и «святую крепость», и «крепость у залива», и место «у крепости», и «крепость в краю, где разводят скот». В связи с первым упоминанием названия Выборг в письме шведского короля Биргера городскому совету Любека в 1295 году, где говорится о возведении замка «во имя Всевышнего и пресвятой Девы», значение «святая крепость» представляется наиболее близким.
Первые укрепления замка состояли из двух важных для обороны сооружений: прямоугольной башни типа донжон, возведенной на вершине островной возвышенности, и оборонительной стены, которая окружала башню и повторяла очертания холма. По данным археологических раскопок, толщина стен у основания от 1.6 до 2.0 м, башни — 4.5 м. Фундамент выполнен из крупных обломков камня без раствора. Стены же выложены с использованием прочного раствора и облицованы валунами.
Главная башня — донжон — самая ранняя из каменных построек на острове — до XVI века была четырёхугольной и полностью сложенной из гранитных валунов. Она была построена в соответствии с традициями итальянского стиля, господствовавшего в Европе. В XIII- XIV веках такие башни там уже считались устаревшими, но в Швеции они были популярны.
Башня была названа именем легендарного норвежского конунга Олафа Святого, утвердившего христианство в Скандинавии и канонизированного после гибели.
 
В ранний период своего существования башня св. Олафа, завершавшаяся зубцами, по периметру имела навесную деревянную галерею — боевой ход. В подвале башни хранили съестные припасы и держали пленных, во втором ярусе с высоко расположенным входом и со сводчатым перекрытием были устроены покои, где жил наместник со свитой и останавливался король. До XVI века шведские короли не имели постоянной резиденции и перемешались по стране от замка к замку. Поэтому Выборгский замок в первые столетия его существования с полным основанием можно считать королевским.
В стене XIV века, полукругом огибавшей Кузнечный двор, существовали южные и северные воротные устройства с каменными сводами. У южных ворот сохранились остатки каменной башни с булыжным полом, вероятно, для стражи. На основной же площади Кузнечного двора во все времена были только деревянные постройки хозяйственного назначения.
В 1294 году новгородцы отправили к Выборгу войско, чтобы вернуть утраченные земли, но безуспешно. В 1322 году стены замка пережили ещё более мощный натиск со стороны новгородцев. Осада длилась месяц и сопровождалась штурмом с применением камнемётных машин.
 
«В лето 6830... Того же лета поиде князь великый Юрьи с новгородци к Выбору, городу немецькому; и биша... и избиша много Немець в городе, а иных извешаша, а иных на низ поведоша; и стояше месяць, приступиша и не взяша его». (Новгородская летопись об осаде Выборга в 1322 г.)
Война за карельские земли была приостановлена в 1323 году подписанием Ореховецкого мира. Новгородцы и шведы договорились провести первую за всю историю их государств границу, которая разделила Карельский перешеек на две части. Восточная часть, прилегающая к Ладожскому озеру, была закреплена за Новгородом, западная — с Выборгом — за Швецией. 
Выборг — восточная пограничная крепость Швеции — был в то же время административным центром округа — лена, для управления которым король назначал фогта — наместника. Наместниками замка были представители самых знатных и именитых родов шведского королевства. Короли постоянно заботились об укреплении замка.
Эрик XIII Померанский, правитель трёх государств—Дании, Швеции и Норвегии, объединённых в 1397 году Кальмарской унией, гостил в замке в 1403 году. Он даровал Выборгу грамоту о городских привилегиях. 
В середине XV века в облике замка произошли большие изменения. Это было время наместничества Карла Кнутссона Бунде. В 1442 году он, не удержавшись на королевском троне, удалился в Выборг, где занялся укреплением и расширением замка. С его именем связан самый блестящий период в истории замка. Он не только построил новые помещения и укрепил замок новыми стенами и башнями, но и благоустроил его по образу европейских замков того времени. Внутри стен XIII-XIV веков в период наместничества Карла Кнутссона были построены жилые здания в несколько этажей. На сторонах, обращённых к мосту и городу, они завершались сводчатым боевым ходом. 
 
 
Толщина стены, по данным раскопок, была 2,2 м, на высоте 4,5 м от основания она имела навесную галерею боевого хода, так что полная высота стены достигала порядка 6 м. Линия стены шла к западному окончанию острова и под углом поворачивала на восток к Кузнечному двору. В ходе раскопок были открыты сохранившиеся на высоту 4,5- 5 м участки стены и основания башен, которые в документах XVI века упоминаются как Новая и Караульная. 
 
«Недальновидность» строителей XVI века, расширивших башню до самого края скалы имела тяжёлые последствия в конце XX века. В результате движения большегрузного транспорта по Замковому мосту, производства взрывов в карьере и других сейсмических воздействий, башня стала сползать со скалы и оседать на всех этажах. По инициативе музея в 1991-92 гг. в условиях неимоверных трудностей, связанных с добыванием денег для проведения необходимых работ, «неприятность», грозившая отрывом башни от стены и падением, была устранена.
 
Круглая Райская башня и башня Сапожника выступают за границы стен Главного корпуса. Возможно, их начал строить Карл Кнутссон, а закончили его преемники Эрик Аксельссон Тотт (1457-83) и Стен Стуре (1483-99). В оконных нишах Райской башни были выбиты в камне их родовые гербы.
 
К середине XVI века, когда шведское государство окрепло и упрочилось, Густав Ваза (1523-60) активизировал внешнюю политику и пытался расширить границы государства продвижением в традиционном для Швеции восточном направлении — в сторону России, на Карельский перешеек и берега Невы. В связи с этим король обращает внимание на свою восточную крепость Выборг.
 
Это было время широкого использования огнестрельного оружия, в том числе — пушек. Прогресс артиллерии диктовал свои требования. Построенные же на основе доартиллерийских строительных традиций стены и башни Выборгского замка не отвечали требованиям времени. В 1525 году наместником замка стал немецкий граф Юхан фон Хойя, женатый на сестре Густава Вазы. Юхан фон Хойя поселился в замке с огромной свитой, и вместо мероприятий по укреплению замка, как того ждал от него король, стал устраивать балы и турниры, которые требовали немалых затрат. Когда дело дошло до прямого противодействия королевским реформам, в частности проводимой Густавом Реформации, король послал к Выборгу войско. Граф вынужден был бежать в Любек.
 
В 1555 году король Густав Ваза в связи с подготовкой к войне с Россией посетил Выборг. Во время этой поездки король жил в замке и к своему неудовольствию нашёл его в довольно ветхом состоянии. В письме «о тех недостатках и ошибках», которые он увидел в Финляндии, Густав пишет о замке: «Во-первых, здесь, в замке никто не заботится о стротельстве. Поэтому большинство домов и помещений стоят без крыш, все в таком упадке, что невозможно обеспечить оборону замка...» Король указал на необходимость скорейшей реконструкции оборонительных сооружений как в замке, так и в городе. Но работы начались лишь в 1556 году, когда строительство возглавил наместник Клас Кристерссон Хорн (1556-60).
 
Главная башня претерпела самые большие изменения. До XVI в она была четырёхугольной и полностью сложенной из гранитных валунов. В 1546 году король указывал на необходимость сделать башню прочной и пригодной для стрельбы из крупных пушек. Но работы по укреплению башни начались после смерти Густава при его сыне Эрике XIV (1560-1568).  Верхняя часть башни была разобрана, а затем вновь надстроена, но уже из кирпича и на четырёхугольном основании были возведены ещё три этажа в форме восьмигранника. Крышу покрыли свинцом, специально присланным из Стокгольма Эриком XIV Над входом по приказу короля был выбит герб «три короны». В башне разместили артиллерию крупного калибра, а в подвале — склад ядер.
 
Король Юхан III (1568-92), сменивший на троне своего брата Эрика XIV, продолжал работы по укреплению замка и города. Близилась новая война с Россией, король самым строгим образом приказывает наместникам «использовать всю рабочую силу в замке, если они не хотят быть наказаны как непослушные слуги». В 1580-е годы на стороне, обращенной к городу, был построен вал из гранита, который вскоре продлили до главных замковых ворот. Основное же внимание короля было приковано к строительству городских укреплений — Рогатой крепости. Строящаяся по староитальянской схеме, она включала три куртины и два угловых бастиона, один из которых — Панцерлакс — сохранился до наших дней. Между замком и городом помимо моста существовала насыпанная дамба. Строительство в 1561-62 гг. дамбы и спусков к ней через двухярусную башню с люком, которой называли «тайным ходом», что породило легенды о «подземном ходе»... Хотя то, что он не найден, совсем не значит, что его не было...
 
О главных замковых воротах до 60-х годов XVI века по существу ничего не известно, кроме того, что они располагались в Пожарной башне, перед которой был подъёмный мост. В ходе реконструкции замковых оборонительных сооружении в 1568 году строят новые ворота с «привратным домом», караульню и подъёмный мост. Ворота закрывались навесными полотенцами и запирались брусом. Дом наместника (Комендантский дом) был возведен на фундаментах Пожарной башни XV века и привратного дома с караульней и глухой камерой XVI века в 1 606-08 гг. В новом двухэтажном здании с башенкой и высокой двускатной крышей в XVII веке были самые роскошные апартаменты в Выборге. В 1680 году были разобраны кровля и башенка и сделано временное покрытие из дёрна. Но роскошные интерьеры с росписями стен и потолков, покрытыми глазурованным пёстрым кафелем печами и керамическими полами, видимо, сохранялись до 1734 года.
 
В XVI-XVII веках наиболее красивые комнаты и залы находились в Главном корпусе и выходили окнами на мост. Большинство помещений в документах по замку названы именами или титулами тех, для кого они предназначались. «Графские покои» принадлежали графу Юхану фон Хойе (1 525-34 гг.) и были устроены, возможно, во втором этаже, «королевский зале комнатами и передней» находились на третьем этаже и примыкали к Райской башне. Упоминаются также часовня (1542 г.), старый женский покой (1556 г.), купальня в замке (1565 г.), уборная в виде ниши почти на всю толщину стены с каменной скамьёй в углублении и стоком на замковый вал.
При королеве Кристине (1632-54 гг.) часть замка, включавшая зал, спальню и аванзал, получила название «покоев королевы». Без сомнения, этаж с королевскими комнатами был самый представительный. Но последним из королевских особ, кто останавливался в замке, был король Густав II Адольф. 
 
Во многих залах и комнатах замка стены изнутри были обшиты панелями из досок или побелены. Комнаты знатных господ украшались тканями, обоями и сукном. Эти покрытия были съёмными, прикреплялись гвоздями к деревянным планкам, а затем крепились под потолком. Из тканей «гёрлиск», «гёттниск», «стеделиск», «кегель», которые закупались у немецких купцов, женщины шили покровы. Покровами, преимущественно зелёных и красных тонов, обтягивали Полы в большинстве комнат были дощатыми, в коридорах и переходах — из кирпича и камня. В некоторых помещениях полы были выложены глазурованным камнем. 
 
В XVI веке во многих окнах замка отсутствовали стёкла. Вместо стекла использовали пергамент, выделанный из овечьих шкур. Окна, затянутые пергаментом, были в комнатах слуг, солдатских казармах, в хозяйственных помещениях. Стеклянные рамы были установлены в господских помещениях и состояли из большого числа квадратов с переплётами из свинца и олова. Для зашиты большинство окон имели ставни, иногда с пластинами от старых доспехов. Большинство дверей замка были деревянными. Железные двери были в помещениях, где держали порох. На дверях жилых комнат использовались «защёлкивающиеся, в виде сердца и клинка», «блочные» и царапающие» замки. Большинство ворот закрывались «поршневыми», а склады, лавки и подвалы — висячими и деревянными замками.
 
Покои замка отапливались каминами, очагами и кафельными печами. В раннее время и в XVI веке очаги строились из известняка или кирпича и были простой формы: из стены выступали округлые купола, сужающиеся к верху и переходяшие в дымоход трубы. Первая кафельная печь, согласно книгам отчетов, была поставлена в 1623 году в покоях наместника. В 1642-66 годах кафельные печи с глазурованными плитками были в спальне королевы.
 
В 1710 году для замка настали другие времена. Выборг пал под натиском войск Петра 1 и стал пограничной российской крепостью. Как и прежде он оставался центром административного управления краем, но уже в составе Российской империи. Некогда грозная твердыня, он стоял с разбитыми окнами, разрушенными стенами и башнями. Персонал губернской канцелярии, опасаясь обвалов, настаивал на переезде в город. С возведением с западной стороны мощных Аннинских укреплений в 1730-40 годах, замок утрачивает своё оборонное значение.
После взятия Выборга в 1710 году в помещениях Дома наместника останавливался Пётр I, поэтому до 1740-х году дом называли Государевым. В 1744 году в доме была размешена губернская канцелярия. В конце XVIII века на первом этаже находились арестанты, хранились запасы казенных вин, на втором этаже — присутствие военного суда и "ордонансгауз" (комендантское управление). В конце XIX века комендантское управление заняло весь дом, и он стал называться Комендантским.
 
В 1811 году Выборгская губерния была воссоединена с Великим княжеством Финляндским, вошедшим в состав России после войны со Швецией 1808-1809 годов и получившим права автономии. Положение же замка осталось прежним. Он продолжал находиться в ведении российских военных властей.
В помещениях замка располагались артиллерийские склады, военный архив, провиантские магазины, тюрьма для гражданских лиц и камеры для арестантов военного ведомства.
До середины XIX века интерьеры замка еще сохраняли свои средневековые черты в виде сводчатых потолков, оконных проемов со скамьями, стен с образцами кирпичной кладки и росписями. Но большая часть этого была утрачена в ходе восстановительных работ 1891-94 годов. Причиной этих работ стали пожары, и особенно второй, происшедший в 1856 году.
Пожар 1834 года произошёл от того, что во флагшток Башни св. Олафа ударила молния, от огня которой сгорели деревянные перекрытия башни. Десять лет спустя башню отремонтировали.
Еше более разрушительный пожар, произошел 26 августа (7 сентября) 1856 года. Во время торжеств по случаю открытия Сайменского канала от огней фейерверка загорелся купол Башни св. Олафа. С башни огонь перекинулся на стоящие рядом здания. Замок пылал как один большой костер. Уцелели лишь удаленные от Главной башни постройки: Комендантский дом и здания Переднего двора.
Восстановление и реконструкция замка были проведены в 1891-94 годах российским Военно-инженерным ведомством под руководством инженер-полковника Э. Лезедова. Внешние очертания замка почти не изменились, но внутренняя планировка его помещений была изменена: стрельчатые и полуциркульные своды были заменены балочными перекрытиями, появились новые оконные проёмы, но уже без средневековых каменных скамеек в нишах, другие уровни этажей и стены без каминов и очагов. У входа в башню было построено гранитное крыльцо, а внутри башни — металлическая лестница для подъема на смотровую площадку. В таком виде замок дошёл до наших дней.