Дорога в Вожгору....

Вожгора - небольшое село на северо-востоке Архангельской области, где в далеком 1983 году я родился. Правда, почти сразу же родители решили переехать жить в Архангельск, не спросив моего мнения. Но Вожгору я не забывал. Почти каждое лето до конца 90х годов я ездил в деревню к дедушке. В один момент дедушки не стало и мои поездки прекратились. Завертелось - университет, работа, семья... И вот 15 лет спустя я снова еду к себе на Родину..
Добираться из Санкт-Петербурга до Вожгоры решили на поезде через Республику Коми до Кослана, а дальше на машине. Были и другие варианты: поездом до Архангельска, а там самолетом АН-2 до деревни или на машине через Лешуконское.
Первый этап пути: поезд Санкт-Петербург - Микунь. Выезд в 10 утра, прибытие на место в 13 часов следующего дня. Здесь надо подождать около 5 часов поезд на Кослан. В Микуне делать особо нечего. Единственное развлечение - это кормление голубей хлебом на перроне, что мы с Мирославом и делали.
В магазине увидел автомат по продаже чистой питьевой воды примерно по 5 рублей литр. Такой в СПб мне на глаза еще не попадался.

Второй этап пути: сыктывкарский поезд Микунь-Кослан. Отправляется около 20 часов, прибытие в Кослан в 00:40. Кослан - это железнодорожная станция около города Усогорска. Она работает несколько часов и обслуживает только один поезд, который приходит в 00:40 и уезжает обратно через 40 минут.

В Кослане нас встретили огромная стая диких комаров и родной брат моей мамы - дядя Коля, с которым нам предстояло проехать третий последний этап дороги до Вожгоры - 180км на автомобиле. Сначала дорога была асфальтированная, потом частичноасфальтированная, грунтовая, песчанная, а потом и дорогой это сложно было назвать. Просто направление. Пески, болота, пески и через 3 часа мы выехали на берег реки Мезень.
Здесь, напротив комяцкой деревни Большая Пысса, до 7 утра мы ждем, когда за нами приедет баркас, который перевезет нас на другой берег реки.
Вид на деревню Большая Пысса в 4 утра. До переправы еще надо 3 часа активно кормить комаров на берегу реки.
Насидевшись в машине, мы с папой и Мирославом решили разжечь костер, чтобы хоть как-то отогнать от себя комаров и заодно скоротать время.
Накидали в бочку всё, что увидели вокруг.
-Папа, а чего мы так ждем? - спрашивает меня Мирослав.
-Паром ждем, сынок, который приедет к нам и перевезет нас на другой берег, - отвечаю я.
-Пап, паром такой же, на котором мы плаваем в Швецию? С детской комнатой, ресторанами и магазинами ?
-Вряд ли, сынок. Но чудеса иногда случаются.
И в нашем с ним коллективном воображении сразу нарисовался красавец-паром SiljaLine в холодных водах обмелевшей реки Мезени...
Большая Пысса выглядит как городок из сказки, стоящий на «чудо-юдо-рыбе-ките»: высокий лысый холм вздыбливается над тайгой и создается впечатление, что гигантское существо, усеянное домами, плывет по зеленому океану.
В 7 утра мы услышали звук мотора и вскоре к нам начал подплывать паром.
На пароме висит два флага: Республики Коми и Российской Федерации.
Загружаемся на паром.
Небольшой буксир тянет нас на другой берег реки Мезень.
Стоимость проезда для автомобиля - 500рублей.
Красота реки Мезень.

Перебрались на другой берег. Прощаемся на время с Республикой Коми и въезжаем в Архангельскую область.
Впереди еще 70км относительно ровной дороги. Доезжаем за час и снова упираемся в Мезень.
Вот цель нашего путешествия - деревня Вожгора.
За нами приезжает еще один паром, рассчитанный на одну машину. Остальные машины остаются ждать на берегу своей очереди для переправы.
Посредине реки Мезень.
Причаливаем к берегу.
Дорога в Вожгору заняла ровно 50 часов пути.
Здесь я провел 10 замечательных дней, о которых напишу отдельные истории.
Обратный путь занял у меня уже 66 часов.
Стартовал я в четверг в 5 утра , а дома в Санкт-Петербурге был в субботу в 23 часа.
Не успели мы перебраться за реку, как у буханки, которая везла меня с Мирославом в Усогорск, пробило колесо. Замена заняла не более 10 минут.
Переправа возле Большой Пыссы работает с 7 до 9 утра, но паромщика на месте в рабочее время не оказалось, а на буксире висел неприветливый амбарный замок. После небольших поисков по деревне, паромщик все же был найден.
Водитель всю дорогу рассказывал пассажирам различные истории, в том числе и про медведей, которые ходят в этих местах. Слава Богу, они нам на пути не попадались.
В Усогорск мы приехали в 13 часов, а поезд на Микунь у меня был в 01:20. Для того, чтобы не шарахаться по городу весь деть с ребенком, решил снять гостиницу.
Гостиница "Единственная" - единственная она в городе или нет мне не известно. Но говорят, что есть и еще одна. Достаточно неплохой одноместный номер с телевизором обошелся мне в 1150 республиканскокомяцких рублей.
Усогорск - поселок в Удорском районе Республики Коми. Население около 5000 жителей.
Обычный провинциальный городок. Олени с медведями по улицам не ходят, как многие думают.
Город был основан в 1968 году.
В декабре 1967 года было подписано Соглашение между правительствами Советского Союза и Болгарии о сотрудничестве в заготовке леса на территории СССР для нужд народного хозяйства Болгарии.
А через два месяца здесь высадился отряд болгарских строителей, которые и начали создавать в суровых северных условиях первое из трех запланированных лесозаготовительных предприятий и жилой поселок.
Через восемь лет в тайге появились три больших поселка — Усогорск, Благоево и Междуреченск
В полночь приехала такси и за 100 рублей отвезла нас с Мирославом на железно-дорожный вокзал Кослан, откуда мы поездом доехали до Микуня.
Поезд в Микунь приезжает в 04:45. Следующий поезд на Санкт-Петербург в 16:50, поэтому вселяемся в гостиницу "Саквояж", которая находится в 20 метрах от вокзала. На этот раз цена номера составила 1450 руб.
Выспавшись, идем с Мирославом осматривать основную достопримечательность Микуня - паровоз-памятник Л-5218.
Ну, а дальше прыгаем в поезд на Питер, в котором ничего не произошло и через 35 часов оказываемся дома.